Корзина |  Ваша корзина пуста

Добро пожаловать в Белый ад



Добро пожаловать в Белый ад 30 Марта 2015

Добро пожаловать в Белый ад


В Северной Лапландии, примерно на полпути между городком Ивало и лыжным курортом «Саариселькя», находится место, которое называют «Магнитным холмом». Было бы логично предположить, что название неким образом связано с северным сиянием, поскольку желающие увидеть это явление могут направляться именно сюда ввиду частых геомагнитных бурь. Но это не так.

Саамы начали называть этот холм «магнитным» в 1940-х годах, из-за того что их грузовики не могли забраться на крутой склон и застревали, где на них нападали дорожные банды, что, судя по всему, было частым явлением. Вместо того чтобы винить недостаток сцепления, местные жители решили, что причина в том, что злые магнитные силы высасывают мощность из их автомобилей. В конечном счете они решили эту проблему, перестроив дорогу в 1970-х.

К 70-м годам они уже более трех десятилетий могли приобрести зимние шины, поскольку Nokian представила свои первые легковые Hakkapeliitta в 1936 году, спустя два года после премьеры версии для грузовиков. С тех пор они продолжают производить шины этой категории, и понять их мотивацию совсем несложно.

Практически все, кто интересуется автомобилями, знают, что финны – очень хорошие водители. Им просто приходится. Если бы финны не знали, как удержать машину на дороге, они бы уже вымерли.

Один только взгляд на вселяющие доверие усы гонщика Кеке Росберга (Keke Rosberg) должен убедить вас, что в этой стране дети лучше выполняют управляемые заносы на льду, чем большинство людей ездит по прямой на сухой дороге. На самом деле, если вы иногда видите вдали автобусообразный силуэт и думаете: «О, нет. Мне придется рано или поздно обогнать его на моей дурацкой арендованной машине», могу вас заверить, что здесь у вас таких проблем не будет. Дело в том, что в Лапландии ограничение скорости на покрытой льдом магистрали составляет 100 км/ч, тогда как в большей части Европы – 90 км/ч на сухом асфальте. Вы просто не догоните тот автобус.

Конечно, дело не только в хороших инструкторах и роскошных усах. Финны основательно подготавливаются каждый год, чтобы быть настолько уверенными в экстремальных условиях. По сути, они устанавливают раллийные фары и шипованные шины на все, что меньше 7,5-литрового пикапа Ford F-250.

В Nokian говорят, что финское правительство разрешает использовать шипованные шины, поскольку компания использует алюминиевые шипы, которые не разрушают дорожную поверхность, а ввиду того что Nokian является лидером рынка, большинство автомобилей оснащено именно их шинами. Но поскольку в других регионах Европы и части США металлические шипы запрещены, мы вместо этого тестировали фрикционные шины нордического типа Hakkapeliitta R2 SUV.

Шинным производителям просто необходимо иметь некое подобие арктического испытательного полигона. И не только шинным – у Volkswagen есть свой трек неподалеку от места, где мы были. Но ни один из них не может сравниться с Белым адом.

Они особо об этом не говорят, но на самом деле это самый крупный и комплексный полигон в шинной индустрии. Нужно только знать, где его искать, потому что он спрятан глубоко в лесах неподалеку от российской границы. Указателей нет. Просто поворачиваешь направо и едешь по заснеженной дороге, стараясь не сбить оленя. Их тут полно.

Построенный в 80-х годах, комплекс Nokian состоит из 23 треков, три из которых расположены на замерзших озерах, где толщины льда достаточно для того, чтобы выдержать даже тяжелые грузовики. Здесь так холодно, что тесты можно проводить с ноября по май. И в этот период температура может меняться на 40 градусов за 24 часа.

Мы говорим о 100 км обслуживаемых треков, которые приходится заново прокладывать каждый год. Nokian инвестирует большую часть своих средств, выделяемых на разработки, в этот уникальный комплекс, поскольку они верят, что истинные характеристики управляемости шин нельзя оценить при помощи оборудования и моделирования. Им также приходится по два года тренировать сотрудников, чтобы потом дать им статус тест-пилота, Vbox и другое сверхточное оборудование, посадить в автомобиль и отправить их раз за разом делать одно и тоже, чтобы получить стабильные результаты.

Думаете, что поменять шину утомительное занятие? Что ж, хотя в гаражах Белого ада не минус 20 градусов, для тестов пяти шин в день нужно сменить комплект шесть раз. В целом для этого нужно открутить и закрутить 240 гаек, а если все остальные сделали перерыв на кофе, пилоты должны сами поднимать автомобиль и менять колеса.

Петри Паананен (Petri Paananen) – наш тест-пилот на неделю и самый молодой из всех – не возражает. Невероятно внимательный и аккуратный за рулем, Петри является счастливым отцом двоих детей и гордым владельцем отличной лодки, который каждый год переезжает на полигон, чтобы сделать свою работу, включающую в себя заносы с контррулением на GTI при 150 км/ч на трассе, покрытой ровным спрессованным снегом. Как у его пассажира у меня было ощущение, что в какой-то момент он ошибется. Он не ошибся ни разу.

На самом деле, когда он был за рулем, все выглядело настолько простым, что когда настала моя очередь вести, я тут же слетел с трассы на гибридном Audi Q5. Да, гибридном.

Забавный факт: сначала они пытались вытащить меня при помощи Land Rover Defender. Догадайтесь, получилось ли у них?

Nokian пригласила Jalopnik, поскольку их сотрудник в Канаде прочитал о моих приключениях с Michelin в прошлом году и подумал, что я должен понять разницу между тем, что обычно называют зимними шинами класса Performance (они используются в Центральной Европе и теплых регионах Америки), и шинами нордического типа, разработанными для любых условий, которые могут встретиться в зимний период.

Для этого они доставили пять комплектов совершенно новых шин в Белый ад, одного размера и с надписью Jalopnik на них. Все от премиум-брендов, которые сейчас доступны в США.

Их система тестов очень тщательно продумана. Есть специальные маркеры, указывающие на повороты, чтобы трассу на озерном льду можно было снова проложить следующей зимой. Обычно используются машины от группы компаний VW или Volvo. Не потому, что они являются партнерами, а поскольку Golf GTI или Tiguan обладают достаточной мощностью и нейтральной управляемостью. Эти парни выходят за пределы сцепления ежедневно, так что они должны точно знать, что происходит под колесами.

Чтобы сравнить Hakkapeliitta R2 SUV, французские, немецкие и две японские шины, мы должны были проехать на них по двум ледовым трекам, одной заснеженной трассе, подняться на небольшой, но крутой склон, и прокатиться по длинной прямой, где Петри мог начать испытывать шины на пределе их возможностей.

Чтобы условия на всех треках оставались одинаковыми, и все шины имели равные шансы показать себя, каждый тест начинался с шин Nokian, и мы также делали на них заезды после третьих и пятых шин, чтобы понять, изменились ли показатели.

Машина и пилоты были теми же у всех, Vbox с высокой точностью определял скорость разгона и время круга, а после тестов пилоты суммировали свои впечатления, так что по поводу способностей всех шин не осталось сомнений.

Если честно, меня поразило то, на что способны современные нешипованные шины. Когда едешь быстрее 110 км/ч на льду, торможение означает, что ты продолжишь катиться прямо. Не на шинах Nokian. Если ехать по кругу под 50 км/ч по льду, начинаешь терять сцепление, но шины поразительно быстро его возвращают, когда ты сбавил газ, чтобы скорректировать траекторию.

Прохождение раллийных участков на Audi с системой Quattro осталось таким же захватывающим, несмотря на несгибаемый трэкшн-контроль и чертов электронный стояночный тормоз, который и Петри, и я сочли небезопасным на любой скорости.

Недостаточная или избыточная поворачиваемость, пробуксовка или неконтролируемые заносы – мы испытали это все. А после часа тестов машины превратились в сосульки на колесах.

Для того чтобы тестировать шины на торможение на чистом льду в контролируемых условиях, Nokian также построила самый длинный каток, который вы только видели. Тут все являются фанатами Кими Райкконена (Kimi Raikkonen) и знают, как ударить по шайбе, но никто не смог добросить ее даже до середины трека. Длина, конечно, не километр, но почти.

Петри говорит, что сделать плохие шины в таких условиях невозможно, поскольку отзывы пилотов отсылаются обратно на завод, и инженеры дорабатывают продукт, пока он не пройдет тесты в Белом аду.

Поскольку Tiguan с его сговорчивыми электронными «няньками» был недоступен, и к тому же мы успели провести все основные тесты за три дня, мы пересели на GTI, чтобы устроить классические скоростные испытания – полный газ, максимальный разгон, руль вправо, руль влево.

Этот тест дает оценить поперечное сцепление и эффективность торможения шин, а также время восстановления сцепления и реакции на повороты руля. Для этого у Nokian есть три «взлетные полосы», и именно здесь шины испытываются на максимуме способностей.

Ручной тормоз очень кстати, когда столкновение с огромным сугробом начинает казаться неизбежным. Раллийные фары тоже пригодились, потому что эти машины продолжают так же хорошо работать и в темноте.

Когда все это тает, но протестированы еще не все новые шины, команда Nokian улетает в Новую Зеландию в поисках снега и льда.

Hakkapeliitta R2 изготовлены с применением множества умных инженерных решений, которые позволили им делать на снегу то, что без шипов должно быть невозможно, по крайней мере в соответствии с моим базовым знанием физики. Разработчики этих шин также очень гордятся тем, что R2 стали первыми в мире зимними шинами нордического типа с ультранизким сопротивлением качению, которые были одобрены для BMW i3. Не нужно и говорить, насколько мне понравилось ездить на них по заснеженным трассам.

В то время как выдвигаемые по нажатию кнопки шины в стиле Джеймса Бонда появятся еще как минимум лет через десять, следующей задачей Nokian является довести их летние шины до уровня зимних. Если будете рядом с полигоном Idiada в Испании, может увидеть, как они тестируют шины на скоростях за 200 км/ч. С обзором там тоже все намного лучше.

Просто доверять усам Кеке Росберга было уже недостаточно.