Корзина |  Ваша корзина пуста

Испытания севером. Команда "ПОКРЫШКИНО" посетила испытательн



Испытания севером. Команда "ПОКРЫШКИНО" посетила испытательный полигон в Ивало. 22 Февраля 2013

Испытания севером. Команда "ПОКРЫШКИНО" посетила испытательный полигон в Ивало.


Концерн Nokian Tyres владеет собственным испытательным полигоном площадью 700 га за полярным кругом в Лапландии в городе Ивало (Финляндия). Поэтому Nokian Tyres имеет возможность проводить тщательные испытания зимних шин шесть месяцев в году - с ноября по апрель. В отличие от конкурентов, которые берут полигоны в аренду и вынуждены проводить все зимние испытания всего несколько недель. На полигоне Nokian Tyres - множество трасс, одна из важнейших располагается на льду озера.

Полигон "Белый ад" (своеобразное чувство юмора у финнов, давших это название) встречает гостей мрачной аркой, зависшей над снежной дорогой, ведущей к покрытому толстым льдом Инариярви - третьему по величине озеру Финляндии.

Испытательный полигон в Ивало:

Испытательный полигон компании Nokian Tyres площадью 700 га в Ивало работает с ноября по май.

1. Сцепление на льду (Три прямых ледяных трассы 20 м х 1000 м)
Таммиярви – самое большое озеро на территории полигона. На льду этого озера находится три прямых километровых трассы, на них замеряют свойства сцепления шин при торможении и разгоне.

2. Сцепление на снегу (Трассы 20 м х 1000 м и 25 м х 500 м)

Характеристики поперечного и продольного сцепления замеряются с помощью прибора, установленного в испытательной машине. Испытания проводятся на двух прямых участках разной длины. Поверхность этих участков – плотно утрамбованный снег с колеёй.

3. Испытание на подъем (Три трассы: 1000 м, 900 м и 500 м)

Во время испытания на подъём замеряются и оцениваются параметры шины при подъеме по крутому склону. По холму проходят три разных по профилю трассы. Их крутизна и извилистость различны. Результаты испытания складываются из комментариев испытателя и объективных результатов замеров.

4. Управляемость на льду (Две ледяные трассы: 800 м и 1000 м)

При проведении испытания по управляемости автомобиля на льду замеряется максимальное сцепление шины на виражах разного радиуса и длинном прямом участке. При оценке шины используются результаты замеров и мнение водителя-испытателя.



5. Управляемость на заснеженной дороге (Извилистая трасса длиной около 12 км, холмы, повороты)

При проведении испытания на управляемость на заснеженной дороге опытный водитель сравнивает поведение шин на снегу, то есть на плотно укатанной снежной поверхности. На трассе длиной около 12 километров смоделированы обычные условия езды, включая подъёмы, спуски и повороты.

6. Управляемость на заснеженной дороге II

Вторая трасса для оценки поведения шин на заснеженной поверхности имеет длину около километра. При испытании речь идет о так называемой индикаторной трассе, с помощью которой можно определять основные свойства шин. На сложных трассах – множество виражей с разными радиусами. Испытатели определяют разницу между шинами, осуществляя движение на предельном сцеплении и с максимальной скоростью. Замеры времени заездов и мнения испытателей дополняют друг друга. 

7. Испытание поперечного сцепления и устойчивости удержания направления на льду (Ледяной круг, диаметр 300м; трасса для испытания управляемости, 2300м)

Поперечное сцепление шин и устойчивость удержания направления оцениваются по поведению шин на льду. На ледяном круге испытывают поперечное сцепление. При испытаниях учитывается время прохождения круга. Условия стандартизируются путем придания маршруту шероховатости с использованием специально разработанной для этого техники. Цель состоит в создании равномерно скользкого льда.

8. Здания для техобслуживания: офисы и гаражи 

В испытательном центре Ивало есть здания для техобслуживания, которые включают также офисные помещения и конференц-зал. 

9. Арктическая автошкола – ледяные трассы

10. Управляемость на льду II (Трасса с ледовым покрытием: 900 м)

При выполнении испытания на управляемость на ледяной поверхности замеряется максимальное сцепление шины на виражах разного радиуса и на длинных прямых участках.

 

Вся местность вокруг поселка Ивало, принадлежащая саамской общине инари – крупный горнолыжный курорт, но самый северный в Европе (260 км севернее Полярного круга), а потому массовый наезд туристов здесь случается в строго определенные сезоны, и период - конец января/начало февраля – явно "мертвый". А в "мертвый сезон" в этом краю остается лишь несколько сотен местных жителей, порой одиноко живущих друг от друга в нескольких километрах, да разные вахтовики. Разве что, тишину "снежного королевства" нарушают рев моторов машин, круглосуточно тестирующих шины Nokian на полигоне площадью 700 га, да небольшие группки японцев, прилетающих в Лапландию через весь континент только из-за того, что у них есть поверье: если заниматься любовью под всполохами северного сияния, то непременно родится мальчик.

   Однако, поскольку нашу команду интересовало все-таки не второе, а первое, то вернемся непосредственно к событию, связанному с автомобильными шинами.

День первый: презентация



Команда ПОКРЫШКИНО и технический эксперт Nokian Матти Морри (Matti Morr i)

Команда ПОКРЫШКИНО и директор по коммуникациям и маркетингу 
Nokian Анти-Юсси Тяхтинен (Antti-Jussi Tähtinen)

Характеристики и особенности новой линейки шин Nokian, которые делают их одними из самых передовых на сегодняшний день.

  Всемирно известный производитель зимних шин – компания Nokian Tyres – представил свою новую продукцию.  Эта линейка представлена тремя зимними моделями: шипованная шина Nokian Hakkapeliitta 8, универсальная дорожная нешипованная Nokian Hakkapeliitta R2 и Nokian Hakkapeliitta R2 SUV, предназначенная для внедорожников и кроссоверов.

Nokian HKPL R2, HKPL R2 SUV, HKPL 8

   Nokian Hakkapeliitta 8, как и ее предшественница, имеет направленный симметричный рисунок протектора, то есть имеет определенное направление вращения. "Тысячи зимних тестов подтверждают: направленный и симметричный рисунок протектора является идеальным выбором для шипованных шин, он позволяет широко разнести ошиповку, что, в свою очередь, оптимизирует сцепление и акустические характеристики", - утверждают специалисты Nokian Tyres.

   При этом рисунок протектора несколько изменился. Во-первых, возросло количество шашек, что, благодаря возросшему количеству канавок в протекторе, улучшило сцепление, а края ламелей стали еще активнее цепляться за снег и лед при касании с поверхностью дороги. Кроме того, увеличенное количество шашек протектора обеспечило возможность наиболее точно и широко разместить шипы в протекторе. При этом размер шашек стал соответственно меньше, что снизило нагрев шины, чем обеспечило повышение износостойкости шины, то есть увеличение пробега. Эти же факторы повлияли и на повышение экологичности Hakkapeliitta 8 (за счет снижения расхода топлива и повышения износостойкости). Во-вторых, шашки центральной части протектора разработчики прочно соединили друг с другом, что улучшило жесткость шины и повысило стабильность поведения автомобиля. К тому же протектор имеет глубокие канавки и открытые плечевые зоны, позволяющие шине превосходно самоочищаться от снега и слякоти.  В третьих, новую Hakkapeliitta снабдили более мощными тормозными усилителями, размещенными в задней части шашек протектора. Зубчатый рисунок тормозных усилителей увеличивает площадь захвата и улучшает сцепление с дорогой, особенно на снежной поверхности. Это, безусловно, также повысило эффективность торможения.

   При ошиповке создатели шины применили инновационную концепцию Nokian Eco Stud 8. Eco Stud 8 включает якорный шип нового поколения, особую форму фланца, уменьшающего отклонения шипа, и смягчающую "подушечку" под шипом – Eco Stud, изготовленную из специальной мягкой резиновой смеси. Эта инновация уже применялась в других зимних шинах Nokian Hakkapeliitta, но в шине Nokian Hakkapeliitta 8 толщина "подушечки" увеличена. В итоге шипы не только стали лучше цепляться за дорогу, но и при этом контактировать мягче и тише. "Nokian Hakkapeliitta 8 бережно воздействует на поверхность дороги. Воздействие шины на дорожную поверхность на 12% меньше, чем того требует закон об ошиповке в странах Северной Европы. Это уровень, к которому многие производители только стремятся", - прокомментировали эксперты из Nokian Tyres, добавив, что "месторасположение каждого шипа оптимизировано с помощью компьютерного моделирования. Шипы распределены равномерно по всей поверхности протектора. Таким образом, ни один из шипов не перекрывает собой другой, обеспечивая наилучшее сцепление с дорогой в любых ситуациях".

   Но поскольку правильная зимняя шина должна демонстрировать адекватное поведение как на снегу, льду и грязи, так и на сухом асфальте, дизайн протектора новой шипованной Hakkapeliitta подвергся и другим изменениям. Так, диагональные закрытые поддерживающие 3D-ламели в центральной части протектора усилили конструкцию и обеспечили быструю и точную реакцию на движение руля. В наружной части плечевых зон при касании с дорогой блокирующие 3D-ламели фиксируют шашечные блоки, соединяя их в одно целое, что улучшило проходимость в поворотах и маневрах на трассе.

   Изменениям подверглись и брекеры. Несмотря на неровности дороги новый жесткий брекерный пакет позволяет шине сохранять форму. Более комфортному вождению способствуют компоненты боковины, поглощающие удары, и выбор материалов, эффективно снижающих уровень шума, ощутимый в салоне. Так как Nokian Hakkapeliitta 8 ориентирована для сложных климатических условий и большой перепад суточных температур, то для нее химики Nokian Tyres создали специальную резиновую смесь. Главными составляющими в зимней резиновой смеси на основе криосилана второго поколения Hakkapeliitta Cryo-silane Gen 2 являются силика, сурепное (разновидность рапса) масло и натуральный каучук. Сурепное масло служит катализатором для соединения смеси при низких температурах; оно стимулирует взаимодействие силики и натурального каучука и улучшает прочность резиновой смеси на разрыв. Большее количество натурального каучука в составе смеси ключевым образом влияет на свойства сцепления в экстремальных условиях на зимней дороге. Натуральный каучук является своего рода стабилизатором в широком диапазоне температур, прекрасно влияет на поведение смеси, когда температура близка к нулю градусов или трещит мороз.

 Благодаря содержанию большого количества силики в резиновой смеси и совершенно новому дизайну протектора, шины Nokian Hakkapeliitta 8 обладают очень низким сопротивлением качению. Уровень сопротивления качению почти на 5% ниже, чем был у шины Nokian Hakkapeliitta 7, которая, замечу, отличалась легкостью вращения. В свою очередь, это сказывается на дальнейшем сокращении расхода топлива автомобиля, а заодно и на уменьшении вредных выбросов в атмосферу.

Не менее интересны и нововведения, касающиеся нешипованных моделей. В дорожной шине для легковых машин Nokian Hakkapeliitta R2 особенно выделяются два конструктивных момента: особая резиновая смесь и особые ламели.

   Первый заключается в добавление в резиновую смесь многогранных прочных кристаллов, которые буквально вгрызаются в дорожную поверхность, улучшая сцепление на льду (состав этих кристаллов устроители презентации не раскрыли – ноу-хау производителя). Эта концепция носит название Nokian Cryo Crystal и, со слов разработчиков, представляет собой симбиоз протектора и резиновой смеси, разработанный специально для фрикционной шины.

   Даже по мере износа шины эти равномерно распределенные в резиновой смеси кристаллообразные частицы (кстати, экологичные) дают необходимый резерв сцепления. Таким образом, превосходное сцепление и точность управления остаются в силе до полного износа.

   Второй – в дизайне протектора с более широкими ламелями и, что самое главное, специальными карманчатыми ламелями на боковой зоне шины, во время езды выкачивающих воду из пятна контакта с дорогой, что, несомненно, полезно, когда встречается чуть подтаявший лед или грязь.

Nokian Hakkapeliitta R2 SUV.jpg

Nokian Hakkapeliitta R2 SUV - резина для более тяжелой техники, предназначенной не только для передвижения по дороге, но и по зимнему бездорожью. Во многом эта шина схожа с универсальной Hakkapeliitta R2, особенно в части резиновой смеси с кристаллами, но имеет более глубокий протектор и зигзагообразное ламелирование.

   Более агрессивный по сравнению с предшественницей рисунок протектора, частое ламелирование, острые края ламелей улучшают сцепление на гололеде и в глубоком снегу. Более широкие ламели обеспечивают лучший захват за грунт на шершавой корке изо льда и снега. Протектор с открывающимися наружу канавками в плечевых зонах, лучше очищается от сухого и талого снега. Резина для вендорожников и кроссоверов выделяется своей особой "зубастостью" - в канавках между шашечными блоками встроены зубцы, по форме напоминающие когти, они улучшают сцепление на снегу и льду, особенно во время торможения и разгона автомобиля. Да и в центральной части протектора Hakkapeliitta R2 SUV боковые поверхности шашек имеют зубчатый профиль, это техническое решение тоже отражается на совершенствовании сцепления на заснеженной дороге.

День второй: испытания

"Белый ад" (White Hell) - 700 га испытательного полигона на озере Инариярви и соседствующих мелких озерах и болотах, промерзших до метра вглубь, более 20 различных проверочных трасс общей протяженностью свыше 100 км по льду, насту и рыхлому снегу на сопках, и это не считая прогона по дорогам общего пользования – есть, где разгуляться!


К слову сказать, устроители тест-драйва предоставили довольно солидный ряд автомобилей, чтобы данные ощущения были более объемными – от скромных Ford Focus до заряженных Audi RS4, от базовых Volkswagen Golf со скромным двигателем в 1,2 литра до Audi RS5 мощностью 450 л. с. (естественно, с полным приводом и 7-ступенчатым "роботом"). Hakkapeliitta R2 SUV тестировали на резвом Audi Q5.

   Что касается ледовых трасс, то все элементы – и "змейки", и "лосиный тест", и гонки по треку – продемонстрировали одно: шипованной Nokian Hakkapeliitta 8 доверять не только модно, но и нужно. Маленькие переднеприводные автомобильчики любой заезд превращали в наискучнейшее мероприятие, поскольку как прилежные дети безукоризненно слушались своего наставника – руля, четко реагируя на педаль акселератора и практически не напрягая электронику. А вот полноприводный RS4 нет-нет, но давал возможность легкого дрифта, если при прохождении извилистого участка поддавливать "газ". Впрочем, случайно притереться к снежным бордюрам опасности не было – за верное следование нужной траектории следили умные системы авто и вгрызающиеся в лед шины.

   Кстати, с 2013 года в странах Европы, где разрешены шипованные шины, к ним предъявляются новые, более жесткие требования: на один метр качения колеса должно быть не более 50 шипов. Хотя можно устанавливать и большее количество шипов, но при этом производитель обязан во время специального теста доказать, что его шина не будет наносить асфальту вред сильнее, чем шина со стандартом "50 шипов на метр".

Так вот Nokian Hakkapeliitta 8, как раз таки, имеет больше шипов, даже по сравнению с Nokian Hakkapeliitta 7, что в купе с вышеописанными технологиями обеспечивает мощное сцепление с дорогой (всего в шину инсталлировано около 190 шипов). Но за счет тех самых амортизационных подушечек под каждым шипом, разработчики добились того, что получили допуск к эксплуатации новой резины. То есть зацепляется новая шина лучше, а покрытие портит меньше.

Дороги общего пользования и близлежащие зимники мы отправились тестировать на машинах, обутых во фрикционные Hakkapeliitta R2 (а точнее, этими дорогами тестировать нешипованные Nokian).

   За счет того, что автомобили в колоне, на всякий пожарный, ехали на большой дистанции друг от друга, то было вдоволь времени и места для разгонов, торможений и активного прохождения поворотов. Благо, на финских дорогах в Заполярье зимой совсем немного встречного и попутного транспорта.

  Замечу, весело залетая на очередной бугор на Audi RS5, как-то даже не думаешь о том, справятся ли шины с очередным поворотом. И вообще забываешь о тесте шин, наслаждаясь управлением мощным автомобилем. Потому некоторые приглашенные только в конце пути осознали, что они бодро рыскали по окрестностям среди пустынных лыжных баз и одиноких домиков отшельников не на шипованной резине, а на фрикционной, но при этом почти не почувствовали разницы. 

   Еще больше поразили шины Hakkapeliitta R2 SUV, в которые "обутые" Audi Q5 уверенно шли по снегу в местном лесу. А снег в Лапландии не такой как у нас – это рыхлая пушистая субстанция, рассыпающаяся как пляжный песок. Но тракторные свойства новой резины показали себя во всей красе. 

Организаторам такой демонстрации показалось мало, и они вывели нас на другое озеро, чтоб, лавируя между сугробами, мы смогли испробовать нешипованную резину еще и на льду. На шлифованном ледяном зеркале машина четко контролировалась на скорости до 50 км в час, соскальзывая там, где тебе нужно, и без суеты выправляясь, в любой момент. Свыше 50 кроссовер срывался уже полностью, но не фатально, а готовый через пару секунд вновь обрести управляемость.

День третий: проводы

Организаторы презентации новых продуктов Nokian Tyres подготовили по-настоящему незабываемую программу для приглашенных гостей. 

Уютный отель с высоким уровнем сервиса и дегустация национальной кухни

 

Катание на багги по заснеженным трекам, а также скоростное маневрирование картов по ледяному озеру

Посещение аква-центра и банного комплекса с купанием в проруби, вырезанной в 70 см слое льда.

Испытание огнем для приглашенных гостей

Праздничный ужин и концерт местной группы


   Таким образом убедиться, что новая линейка шин Nokian – очень классный продукт, удалось. По заверениям производителя – новые Hakkapeliitta будут лишь на 10% дороже своих предшественников. А если так, то с выбором шин на следующую зиму я уже определился.

При написании статьи был использован личный фотоархив сотрудников компании «ПОКРЫШКИНО» и других приглашенных гостей, а так же информация журналистов и организаторов мероприятия Northproof 2013 Nokian Tyres.