Корзина |  Ваша корзина пуста

Американские ученые в процессе создания быстроразлагаемого синтетическ



Американские ученые в процессе создания быстроразлагаемого синтетического каучука 31 Августа 2016

Американские ученые в процессе создания быстроразлагаемого синтетического каучука


Старые шины уже много десятилетий входят в «черный список» экологов: они накапливаются на свалках, становятся причиной опасных токсичных пожаров, дают прибежище вредным насекомым или же сжигаются как топливо. Ученые пытаются найти новые способы избавления от этой проблемы, в том числе за счет создания новых типов быстроразлагаемого синтетического каучука, который после прекращения использования готового продукта распадался бы на химические строительные блоки для повторного использования при производстве шин и другой продукции.


Результаты разработок в этом направлении были представлены на недавней встрече Американского химического сообщества (ACS).


"Основная идея проекта состояла в том, чтобы взять побочный продукт нефтехимической промышленности и превратить его в пригодные к повторному использованию химические материалы для производства шин и других областей применения", – заявил участник проекта Роберт Туба.


Согласно американской ассоциации производителей шин и каучуков RMA, в 2013 году число отработанных шин в США составило около 270 млн. штук, то есть более одной шины на каждого взрослого, живущего в стране. Тысячи шин оказались на свалках, и, поскольку они не разлагаются, они представляют потенциальную опасность для окружающей среды. Больше половины от всех старых шин используется в качестве топлива для различных заводов, но экологи считают, что это приводит к выбросу в воздух вредных веществ. Единственное рациональное решение – создание разлагаемого каучука.


С 2012 года команда исследователей под руководством Хассана С. Баззи работает над решением проблемы на базе TAMU-Qatar. Они начали с материала под названием циклопентен. Циклопентен и его прекурсор циклопентадиен – малоценные основные компоненты отходов, в большом количестве остающихся после нефтехимпереработки. Вместе со своими коллегами из Калифорнийского технологического Института ученые TAMU-Qatar проводят эксперименты по созданию катализатора, который сможет связать молекулы циклопентена для получения полипентенамеров, по свойствам схожих с натуральным каучуком.


На сегодняшний день в качестве базового материала при получении синтетического каучука используется бутадиен, но его стоимость за последние годы заметно выросла, что открыло двери для альтернативных вариантов, одним из которых и стал циклопентен. Как показали расчеты, есть возможность обеспечить полимеризацию и разложение циклопентена при относительно низких энергетических и финансовых затратах.


"Мы провели теоретические исследования для оценки возможности синтеза и повторного использования материалов на основе полипентенамеров, – рассказал один из участников проекта Антисар Хлил. – Затем мы провели ряд экспериментов, которые доказали, что наша концепция работает".


Сейчас идет работа над анализом смесей синтетического каучука с другими компонентами шин, в том числе с металлами и наполнителями. Исследователи также разбираются, смогут ли шинные производители использовать их технологии в массовом производстве.


"Если полученные нами данные будут многообещающими – а на наш взгляд, так оно и есть – то наш партнер в отрасли продолжит реализацию этого проекта и выведет новые материалы на рынок", – отметил Роберт Туба.